Главная Подать объявление Реклама Помощь Контакты

Существенное изменение экономических функций государства при переходе к рыночной экономике в постсоветских странах - Ruslist.Ru: НОВОСТИ в России

Добавить в избранное Написать письмо
Новости.
Существенное изменение экономических функций государства при переходе к рыночной экономике в постсоветских странах 19.11.2014

Переход к рыночной экономике в постсоветских странах предусматривал также существенное изменение экономических функций государства. Сторонники шоковой терапии считали, что для формирования жизнеспособной рыночной экономики достаточно разрушить механизмы контроля, присущие командной экономике, провести стандартные меры стабилизации и либерализации экономики. Роль государства как "всемогущего руководителя" должна быть сильно ограничена и сведена к небольшой доли собственности, финансирования и регулирования.

Реальные процессы в переходных экономиках оказались гораздо сложнее. Демонтировав в короткие сроки старые институты, реформы не смогли так же быстро обеспечить формирование нового каркаса рыночной экономики, который должен гарантировать стабильность системы на макро- и микроуровне и быть представлен многочисленными институтами, которые никогда не существовали в коммунистической системе. Радикальное и быстрое разрушение предыдущей системы институтов привело к катастрофическому несогласованию формальных и неформальных институтов. Неоклассическая доктрина предусматривала свободное самостоятельное формирование рыночных институтов при минимальной роли государства. Однако результатом этого была институциональная пустота - ситуация, когда старые институты уже разрушены, а новые еще не созданы.

Сторонников шоковой терапии критиковали за то, что процесс экономической трансформации рассматривался ими через призму упрощенных макроэкономических доктрин, что игнорируют необходимость анализа институциональной среды.

Как справедливо указал лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, давно существует осознание важности институтов. Важнейшими из них являются правовая и регуляторная основы, которые гарантируют выполнение соглашений, порядок разрешения коммерческих споров, когда заемщики не могут выплатить кредитов, определяют порядок процедуры банкротства, поддерживают конкуренцию и следят за тем, чтобы банки были способны вернуть деньги по требованию вкладчиков. Эта база, которую составляют законы и учреждения, помогает гарантировать честную работу рынков ценных бумаг, а также то, что менеджеры не обманывают акционеров, а крупные акционеры - малых. Но если рыночные реформаторы и вспоминали эту институциональную инфраструктуру, то вспоминали ее слишком бегло. Они стремились добраться до капитализма напрямик, создавая рыночную экономику без ее базовых институтов. По его мнению, "социальный и организационный капитал невозможно насадить "сверху ".

Подобного мнения придерживается профессор Гарвардского института М. Голдман, который отмечал, что радикальные реформаторы не учли того, что шоковая терапия срабатывает только в том случае, когда страна имеет эффективную инфраструктуру и рыночные институты. Радикальные реформаторы не совсем четко понимали, что принятие новых законов не означает их обязательного выполнения. На это, как и на усвоение новых правил бизнеса, новых норм поведения, изменение культуры предпринимательства требовалось время. Такое же мнение высказал Дж. Элиот: переход к более децентрализованной, рыночно-ориентированной экономике ставит вызов построения институтов, невероятно сложной и длительной задачей. Появление капитализма из феодализма на Западе, например, длилось веками и сопровождалось конфликтами. Построение базовых институтов пост командной экономики - новых отношений собственности и конкурентных рыночных отношений - будет не менее трудным процессом.

Сторонники шоковой терапии настаивали на разрушении старых институтов и не занимались опасностью появления институциональной пустоши. Они игнорировали роль институтов по нескольким причинам:

- Они могут быть построены так легко, что не требуют особого внимания (Дж. Сакс);

- Они не заслуживают внимания (А. Бланшард);

- Для их развития требуется много времени, поэтому сначала должны осуществляться другие элементы экономической политики (С. Фишер);

- Они не могут быть созданы без предварительного создания экономических субъектов, которые создадут спрос на них (М. Бойко).

Сторонники шоковой терапии считали, что успехов в проведении экономических преобразований можно достичь очень быстро. Например, Дж. Сакс отмечал, что целью Польши является установление политической, правовой и институциональной базы для рыночной экономики только за один год, а программа экономических реформ в России была рассчитана на 500 дней. В совместной работе с А. Пивоварским "Экономика переходного периода: уроки для Украины" Дж. Сакс писал: "Многие уверяли, что пяти лет для становления рыночной экономики в Украине мало, что на это уйдет жизнь нескольких поколений. Они аргументируют это тем, что в западных капиталистических странах рыночная система развивалась на протяжении веков. Разумно ли, спрашивают эти люди, чтобы Украина двигалась такими быстрыми темпами? Ведь пройдут десятилетия, прежде чем в Украине сформируется настоящая рыночная экономика. К счастью, это не так - по одной очень простой причине. Украине не нужно методом проб и ошибок заново изобретать рыночную систему. Она уже существует. Украине нужно только внести необходимые изменения в собственных экономических институтах, приспособить их к условиям рынка. И этот путь может быть пройден за более короткий срок, чем кажется".

"Материал предоставлен компанией Ruslist.ru-бесплатные объявления в Крыму"

Войти в систему
 E-mail:
 Пароль:
Зарегистрироваться
Восстановить пароль
Выслать письмо активации

Поделиться ссылкой

Создание и поддержка
Web design and web-programming SMISS

Счетчики посещений
Яндекс.Метрика

Главная Подать объявление Реклама Контакты